Агрессивное поведение подростков в кризисный период.

 

 

В настоящее время актуальной проблемой является изучение факторов риска, провоцирующих возникновение и усиление агрессии у подростков в период подросткового кризиса (9-11 лет).

 

В детско – юношеском возрасте характер агрессивного поведения изменяется таким образом, что возникает его социальная организация. Образуются социальные группировки, куда входят «трудные подростки».

 

Важным фактором, способствующим повышению уровня агрессии подростков группы риска является наблюдение агрессии со стороны других. Дети трактуют поведение своих сверстников на основе уже сформированной структуры представлений, предполагающей враждебное намерение, и они чаще будут агрессивно реагировать на проявление враждебности. Каждый раз, когда они наблюдают враждебность и проявляют в качестве реакции агрессивное поведение, происходит укрепление связи между восприятием враждебных намерений и агрессии, и этот цикл может сформировать долгосрочную стабильность агрессивного поведения.

 

Мощным фактором, вызывающим возникновение и усиление агрессии у подростков группы риска, является испытывание агрессии на себе. Подростки, подвергавшиеся насилию в семье и пренебрежительному отношению, демонстрируют повышенный уровень агрессии, о чем свидетельствуют многочисленные исследования ученых.

 

Многие авторы свидетельствуют о непосредственной связи медиа – насилия и агрессии. Большинство ученых приходят к выводу о том, что просмотр сцен насилия в СМИ повышает вероятность последующего агрессивного поведения подростков. Л.Берковиц, М. Хогбен, В. Поттер сформулировали в результате своих исследований определенные условия, которые усиливают воздействие медиа – насилия на подростков и способствуют повышению их агрессии:

 

— Восприятие поведения героев сцены в фильме агрессивным вызывает усиление агрессии зрителя.

 

— Последствия агрессивного поведения героя могут двояко воздействовать на зрителя: в случае наказания агрессора вероятность вызвать у зрителя агрессивные реакции меньше, чем в случае поощрения агрессора или при избегании им наказания.

 

— Завуалирование или полное отсутствие последствий агрессии для жертвы, т.е. создание иллюзии, что жертва не испытывает никаких страданий от агрессии, а иногда и наоборот с удовольствием участвует в этой «игре».

 

— Оправдание агрессии вызывает у зрителя агрессию.

 

— Придание герою – агрессору черт положительного героя, в результате чего у подростка возникает желание идентифицировать себя с ним.

 

— Неспособность зрителя дистанцироваться от изображаемого в масс – медиа агрессивного поведения героев.

 

Б. Бушман показал, что испытуемые, для которых характерен высокий уровень агрессивности, выражают большее желание смотреть фильмы, содержащие сцены насилия, и тратят больше времени на просмотр программ с изображением насилия, чем испытуемые, которым не свойственна агрессивность, как индивидуальная черта. Возникает «порочный круг» (патогенный цикл) – агрессивные индивиды выказывают предпочтение в отношении программ, содержащих сцены насилия, которые, в свою очередь, усиливают их агрессивные наклонности. Агрессивное поведение подростков группы риска в период подросткового кризиса причиняет значительный вред не только жертвам агрессии, но и психическому развитию самого подростка – агрессора, вызывая его дезадаптацию в различных форма

 

С уважением,

врач — невролог, специалист по авиационной и космический медицине, автор собственных лечебных методик Даниева Ж. Х.